Основной лейтмотив пленума - это сохранение семьи
СЕМЬЯ
14 ноября 2017 года, состоялось заседание Пленума Верховного Суда Российской Федерации, на котором было принято постановление о практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав. Документ также разъясняет тонкости в решении вопросов о лишении родителей прав на воспитание детей, либо их возврате, а также изъятии ребенка из семьи.
Секты и экстремизм
Верховный суд РФ указал российским судам, что им следует лишать родителей прав, если они заставляют своих детей состоять в сектах, запрещенных судами. Высшая инстанция отмечает, что привлечение детей в деятельность религиозных или общественных структур, которые по решению суда ликвидированы или запрещены, безусловно, относится к злоупотреблениям родительскими правами. Следовательно, детей необходимо ограждать от таких семей.
Суд напомнил, что родители могут быть лишены прав, если они злостно уклоняются от исполнения своих обязанностей, в том числе по оплате алиментов, отказываются забрать ребенка из роддома или больницы, злоупотребляют правами или жестоко обращаются с детьми, являются хроническими алкоголиками или наркоманами, совершили преступление против жизни и здоровья кого-либо из членов семьи.
«Под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например, создание препятствий в обучении, вовлечение в занятие азартными играми, склонение к бродяжничеству, попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств или психотропных веществ, потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, вовлечение в деятельность общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности», - указал пленум.
Скромный бюджет не повод разрушать семью
Верховный суд подчеркивает, что один только факт скромного финансового состояния семьи не является поводом, чтобы ее разрушить.
«Тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей на основании 77 статьи Семейного кодекса (СК) РФ, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для развития детей в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи», - отмечается в документе.
Суд напоминает, что изъятие детей из семьи – это крайняя мера при чрезвычайной ситуации и ее можно применять только, когда речь идет о непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка. Характер и степень опасности условий жизни ребенка должен определяться в каждом конкретном случае.
При этом суд указал, что если угроза жизни и здоровью ребенка исходит не от родителей, а третьих лиц, например, соседей по коммунальной квартире, то члены семьи все равно несут за это ответственность, если они не пытались разрешить ситуацию.
«Если немедленное отобрание ребенка на основании статьи 77 СК РФ было произведено в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, исходящей от третьих лиц (например, от лиц, проживающих совместно с семьей родителей ребенка, соседей по коммунальной квартире), то с учетом конкретных обстоятельств дела суд может отказать в иске о признании акта… об отобрании ребенка недействительным и о возврате ребенка в семью, если родители или лица, на попечении которых ребенок находился, не принимали мер к защите прав ребенка», - говорится в материалах пленума.
Минус льготы, плюс алименты
ВС отмечает, что лишение родительских прав является крайней мерой ответственности и применяется, когда защитить права и интересы детей иным образом невозможно.
При этом лишение родительских прав влечет за собой и отмену льгот и пособий, а также алиментов от детей на содержание в будущем. При этом сами лишенные прав родители могут продолжать содержать ребенка.
«Исходя из положений пункта 1 статьи 71 СК РФ вынесение судом решения о лишении родительских прав влечет за собой утрату родителями не только тех прав, которые они имели до достижения детьми совершеннолетия, но и всех других прав, основанных на факте родства с ребенком и вытекающих, как из семейных, так и иных правоотношений (в частности, гражданских, трудовых, пенсионных), включая и право на льготы и пособия, установленные для граждан, имеющих детей, право на получение от совершеннолетних трудоспособных детей содержания (статья 87 СК РФ)», - указывает пленум.
Между тем, в документе сказано, что ограничение или лишение родительских прав не освобождает родителя от обязанности содержать своего ребенка (пункт 2 статьи 74, пункт 2 статьи 71 СК РФ).
С учетом этого положения, при рассмотрении дел такой категории суд должен решить вопрос о взыскании алиментов на ребенка, независимо от того, предъявлен ли такой иск, поясняет ВС.
Мнение ребенка
ВС отмечает, что в такой тонкой сфере, как защита прав детей, судам необходимо прислушиваться и к мнению самого ребенка. Суд напоминает, что ребенка от 10 лет можно опросить непосредственно в судебном заседании, более младших детей также можно пригласить в процесс, если судья считает, что ребенок способен сформулировать свои взгляды по решаемому вопросу.
«При этом следует учитывать, что решение о восстановлении в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть принято судом только с согласия ребенка», - указал пленум.
Соответственно, если дело касается нескольких детей, то суды обязаны заслушать мнение каждого ребенка.
Прокурор обязателен
Пленум напоминает, что дела об ограничении или о лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах рассматриваются судами с участием прокурора.
«С участием прокурора исходя из аналогии закона (часть 4 статьи 1 ГПК РФ) подлежат рассмотрению также дела об отмене ограничения родительских прав и дела о признании недействительным акта… об отобрании ребенка и о возврате его в семью», - разъясняет ВС.
Он также настаивает, чтобы суды не оставляли без внимания случаи, когда органы опеки и попечительства не принимали своевременных мер к защите прав детей и реагировали на такие факты частными определениями.
«Основной лейтмотив пленума - это сохранение семьи, во всех случаях, когда семью можно сохранить, суды выступают за сохранение. Например, поэтому мы разъясняем, что заключение органов опеки не является для судов обязательным, а должно учитываться со всеми доказательствами», - пояснил РАПСИ председатель судебного состава по семейным делам ВС РФ Александр Кликушин.