Две трети первоклассников приходят в школу грамотными

ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Две трети первоклассников приходят в школу грамотными

Большинство современных детей приходят в первый класс, имея навыки чтения. Только треть не может прочесть предложение или вообще не знает букв. К таким выводам пришли в НИУ ВШЭ на основе оценки навыков около 3 тыс. российских первоклассников. Исследователи выяснили, что уровень ребенка напрямую зависит от языка, на котором разговаривают в семье, и культурного капитала родителей.

Директор Центра мониторинга качества образования ВШЭ Елена Карданова рассказала «Известиям», что в ходе исследования ученые дважды оценили навыки чтения 2741 первоклассника: осенью 2016 года — вскоре после поступления в школу — и весной — незадолго до окончания учебного года. Работа проводилась в рамках международного проекта iPIPS (international Performance Indicators in Primary School), который стартовал в 2014 году и уже охватил порядка 25 тыс. детей из Красноярска, Казани, Москвы, Тамбова, Севастополя и других городов.

Исследователи выяснили, что 14% первоклассников приходят в школу, не умея читать. 17% могут узнать отдельные слова. Почти половина детей (48%) способны осилить короткую историю, но затрудняются в пересказе. Пятая часть первоклассников читает хорошо.

В конце учебного года разница между этими группами оказалась небольшой. Дети, показавшие максимальный результат, остались в лидерах. Максимальный прогресс продемонстрировали те 48% первоклассников, которые могли прочесть небольшую историю. А дети, изначально не умевшие читать, достигли наименьших успехов.

— Мы видим, что первые классы очень неоднородны: одни дети уже читают книги, а другие — еще не знают букв. Из-за этого учителя сталкиваются с большими сложностями в работе, — рассказала Елена Карданова. Российские дети приходят в школу в среднем в возрасте семи лет и четырех месяцев. По мнению эксперта, лучше, чтобы к этому возрасту ребенок уже умел читать.

— Это обогащает лексику и духовный мир ребенка, чтение необходимо для получения новых знаний и во многом становится залогом успеваемости в школе, — отметила Елена Карданова.

В ходе научной работы выяснилось, что уровень навыков ребенка в чтении напрямую зависит от языка, на котором разговаривают в семье, и культурного капитала родителей. При этом образование отца играет даже большее значение, чем матери. Ученые объясняют это тем, что статистически женщин с высшим образованием больше, а культурный капитал семьи выше, если оба родители окончили вуз. Также, если отец образован, у семьи, как правило, более высокий достаток и социальный статус.

Елена Карданова отметила, что в действующем федеральном государственном стандарте дошкольного образования не прописана подготовка к школе. Всё, что дети знают и умеют к первому классу, — это прежде всего заслуга их родителей.

По наблюдениям директора ижевской средней школы № 97, заслуженного работника народного образования Ахтама Чугалаева, читающих первоклассников год от года становится всё больше.

У нас большая школа, поэтому читающих мы собираем в один класс, а не читающих — в другой, — рассказал «Известиям» специалист. — Но когда школа маленькая и полкласса умеет читать и пересказывать, а вторая — нет, то учителю невероятно сложно работать. Либо те, кто читает, остаются без соответствующей нагрузки и регрессируют, либо те, кто не обладает такими навыками, не могут догнать остальных.

По словам Ахтама Чугалаева, между умением читать к первому классу и дальнейшей успеваемостью в школе нельзя поставить знак равенства. Но, без всяких сомнений, ребенку на первых порах будет легче, если у него есть такой навык.

Директор школы отметил, что с проблемой разной подготовки учеников педагоги столкнулись порядка десяти лет назад, когда в стране появились платные центры по подготовке к первому классу. Запретить родителям учить читать детей в раннем возрасте невозможно, как и нельзя исключить варианта, что человечество достигло того прогресса, когда грамоте нужно учить не с семи лет, а с четырех или пяти.

— Возможно, наступил момент, когда необходимо изменить программу дошкольного и школьного образования. Но для этого необходимы глубокие исследования и серьезные обсуждения, — отметил Ахтам Чугалаев.

Исполнительный директор Национальной родительской ассоциации Лариса Санатовская рассказала «Известиям», что различный уровень подготовки детей к школе создает диссонанс в учебном процессе. Отчасти в этом виноваты и сами школы: при зачислении некоторые из них отдают предпочтение подготовленным детям.

— Люди, которые с самого раннего детства уделяют внимание образованию своих детей, хотят как лучше. Однако не у всех родителей есть такая возможность, — пояснила эксперт.

Число умеющих читать первоклассников растет, и остановить этот процесс невозможно. Чтобы выровнять условия обучения для всех детей, необходимо больше внимания уделять дошкольной подготовке.

Текст:
Наталия Беришвили
Фото:
ТАСС/Дмитрий Феоктистов
Сообщение автору:
878
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Похожие новости

Законопроект, устанавливающий компенсационную выплату для родителей в той ситуации, когда семья с ребёнком в возрасте от 1,5 до 3 лет вовремя встала в...
0
Российские семьи, отказавшиеся от места в детсаду, должны получать выплаты. С такой инициативой выступил депутат Госдумы Василий Власов. Его соответст...
0
Зампредседателя комитета Совфеда по социальной политике Александр Варфоломеев оценил предложение выплачивать ежемесячную компенсацию тем семьям, котор...
0

Другие новости