Возвращение астрономии в школу: комментарии экспертов
30 мая 2017 года Минобрнауки России открыло «электронную приемную» по вопросам введения учебного предмета «Астрономия» как обязательного - в новом учебном году его будут изучать в общеобразовательных организациях Российской Федерации. Данный ресурс доступен всем, включая педагогов и родителей. Письма в «электронную приемную» можно направлять по адресу astronom-mon@yandex.ru .
Об особенностях астрономии как науки, о важности астрономического образования и о перспективах возвращения астрономии в школы – комментарии экспертов.
Ирины Лапина, сотрудник Краснопресненской обсерватории Государственного астрономического института МГУ:
- Астрономия имеет мировоззренческое значение, поскольку дает школьникам целостное научное представление о мире. Ребенок учится не только решать задачи, но и ставить их, что важно для жизни, работы и карьеры в любой области. Астрономия – интегральная наука, где используются знания математики, физики, химии, геологии и других предметов. Она помогает связать воедино все элементы картины мира. Шесть десятилетий назад человечество вышло за порог своей «квартиры» в космическое пространство и уже никогда не закроет за собой дверь, а будет осваивать этот мир дальше.
Виктор Чаругин, профессор МПГУ, автор учебника астрономии для 10-11 классов образовательного холдинга «Просвещение»:
- История астрономии – это история ответов на вечные вопросы об устройстве мира и о смысле существования человека в нем. Французский математик и астроном Пьер Симон де Лаплас считал, что астрономия как наука свидетельствует о высоте интеллекта человека. Поступательное развитие цивилизации определяется астрономическими исследованиями. Астрономию необходимо изучать, чтобы правильно понять современное естествознание, она повышает интерес учеников к изучению естественных наук. В новом учебнике описываются сложные астрономические явления и подходы к решению современных астрономических проблем на базе физических законов, которые школьники уже изучили. Большое внимание уделяется развитию представлений об окружающем мире, драме идей, которая предшествовала современным научным открытиям, и современным методам исследования Вселенной.
Елена Петрова, профессор МПГУ, главный редактор журнала «Физика в школе»:
- Когда-то на страницах нашего журнала была опубликована статья школьника Игоря Новикова, который предложил собственную конструкцию прибора для изучения Солнца. Сегодня Игорь Дмитриевич Новиков – знаменитый астрофизик. Его книги хорошо известны и в нашей стране, и за рубежом, многие студенты восхищались его лекциями по астрофизике. Так что интерес к астрономии нужно формировать со школьной скамьи. Но даже в те годы, когда астрономия практически не преподавалась в школе, педагоги продолжали о ней говорить, в журнале публиковались материалы о методических проблемах изложения различных вопросов астрономии и астрофизики. Статьи на астрономические темы с удовольствием пишут школьники, интересующиеся этой наукой и изучающие ее на профильном уровне.