Школьники РФ показали самую высокую читательскую грамотность среди 50 стран
ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
Российские школьники продемонстрировали самые высокие результаты в овладении чтением среди своих сверстников из 50 стран мира по итогам международного исследования PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), результаты которого были представлены во вторник на пресс-конференции в Рособрнадзоре.
Согласно результатам исследования, проводившегося в 2016 году, учащиеся 4 классов российских школ показали лучший результат среди сверстников из 50 стран. В исследовании приняли участие около 4,5 тысяч выпускников начальной школы из 206 школ 42 регионов России. По данным исследования, РФ набрала 581 балл по международной шкале, вернувшись на первое место в рейтинге всех стран-участниц. Ранее Россия уже занимала первое место в исследовании PIRLS в 2006 году, однако в 2011 году уступила его Гонконгу, опустившись на вторую строку.
Согласно представленным материалам, в исследовании 2016 года 70% российских выпускников начальной школы показали высокий уровень читательской грамотности. При этом в большинстве стран ученики достигли лишь базисного уровня.
Высокие результаты, сравнимые с российскими, продемонстрировали также школьники из Сингапура (576 баллов, 2 место в рейтинге стран). Результаты остальных стран-участниц оказались значимо ниже. За Россией и Сингапуром в рейтинге стран-участниц следуют Гонконг (569 баллов), Ирландия (567 баллов), Финляндия (566 баллов), Польша и Северная Ирландия (по 565 баллов), Норвегия, Тайвань и Англия (по 559 баллов).
Причины достижений
С целью получения информации о владении учащимися основными навыками, необходимыми для обучения чтению в школе, в анкеты были включены вопросы о том, насколько хорошо учащийся владел теми или иными умениями перед поступлением в школу, например, узнавал большинство букв или мог читать слова, предложения, рассказы. Согласно данным исследования, ранняя подготовка влияет на обучение ребенка в начальных классах вплоть до 4 класса.
Исследование также показало, что наибольшего результата в чтении достигают дети, в семьях которых родители сами любят читать и уделяют серьезное внимание дошкольной подготовке своих детей. Обучение детей в дошкольных образовательных организациях не может полностью заменить занятий родителей с детьми дома. Учащиеся, чьи родители часто читали с детьми книги, рассказывали и обсуждали истории, играли в игры со словами, показали более высокие результаты по сравнению с теми, кто был вовлечен в эти виды деятельности иногда или никогда.
"Лучшая в мире начальная школа"
"Результат наших школьников в PIRLS-2016 подтвердили высокое качество нашего начального образования, нацеленность российских образовательных стандартов на развитие читательской грамотности. Российские учащиеся лучше всех в мире справляются с текстами как для литературного, так и для информационного чтения, и делают это одинаково успешно", — прокомментировала результаты PIRLS министр образования и науки РФ Ольга Васильева.
Как отметил заместитель министра образования и науки РФ – руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, своими результатами Россия подтвердила лидерство в обучении в начальных классах.
"Мы можем смело говорить, что наша начальная школа — лучшая в мире", — добавил он.
Об исследовании
PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – международное исследование качества чтения и понимания текста, проводимое Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA).
Целью исследования является сопоставление уровня понимания текста четвероклассниками из различных стран мира, а также выявление различий в методике обучения читательской грамотности национальных систем образования.
В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации.
Инструментарий исследования PIRLS включает в себя художественные и информационные тексты и задания к ним, анкеты для администрации школ, учителей и учащихся, а также анкеты для родителей или опекунов. На основе ответов на вопросы анкет собирается контекстная информация о домашнем, школьном и классном окружении, в котором ребенок учится читать.
Исследование проводится раз в пять лет. К настоящему моменту проведены четыре цикла исследования: в 2001 (35 стран), 2006 (40 стран), 2011 (49 стран), 2016 (50 стран) годах.