«Вам ещё здесь учиться!». Что ждёт родителей, которые борются за справедливость в школе

ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

«Вам ещё здесь учиться!». Что ждёт родителей, которые борются за справедливость в школе

Школа — это организация, в которой дети получают среднее образование, вроде бы всё просто. В реальности это часто закрытый клуб с уставом и правилами, где не рады тем, кто плывёт против течения. Блогер Сергей Пархоменко решил предостеречь тех родителей, которые захотят восстать против коллектива (ну, например, не сдавать деньги на бесплатные учебные пособия).


Я периодически в постах пишу о том, какие есть права у школьников и их родителей, что должна предоставлять школа, как эти права отстаивать, рассказываю о своём опыте. Например, речь заходила про рабочие тетради, на которые в 70-90% школ (процент отличается для разных регионов) собирают деньги, но которые должны предоставляться бесплатно.

Поэтому время от времени мне пишут знакомые и незнакомые люди с какими-то вопросами и историями, и часто неприятными неожиданностями для них становятся совсем не юридические моменты.

Решил сделать небольшую заметку-предупреждение для тех, кому придёт в голову «лезть в бутылку»: требовать соблюдать в школе СанПины, выдавать бесплатно рабочие тетради, отстранить от преподавания неадекватного учителя или сдавать физкультуру экстерном. Что-то подобное про семейное обучение я уже писал раньше, некоторе вещи похоже работают.

Сразу оговорюсь: то, о чём пойдёт речь ниже, это не про то, что кто-то «хороший» или «плохой», просто таковы социально-психологические эффекты взаимодействия в группах и свойства организационных систем. И вам стоит готовиться к этим рискам, если уж вы решили стать активистом. Для наглядности добавлю скрины из переписок, как раз по теме сбора денег на рабочие тетради.

1. Вас не поддержат другие родители

Ну то есть вы пишете в родительском чате, мол, «давайте пожалуемся куда-нибудь на то, что в школе нет отопления», а в ответ слышите фразы «учитель же сказала, что авария, и будет тепло через неделю» или «да бесполезно это всё». Да и вообще «не надо создавать школе лишних проблем, а дети покашляют и перестанут».

Можно порассуждать, является ли это стокгольмским синдромом или же школьная система за десять лет сформировала непоколебимую покорность по отношению к себе. Или же люди просто склонны выбирать путь наименьшего сопротивления.

Из родительского чата одного класса

Факт остаётся фактом: даже когда родители между собой ворчат и недовольны, даже когда дело касается не только денег, но и комфорта и безопасности детей, основная масса родителей до последнего придерживается светлых идеалов «не выносить сор из избы», «не ябедничать» и «не прыгать через голову». Более того, когда вы всё-таки начнёте что-то делать — другие родители будут помогать администрации выкрутиться! Рассчитывать на то, что вам удастся сохранить анонимность, я бы не стал, поэтому у вас может появиться репутация сутяжника и скандалиста.

Из переписки с родителем-активистом

2. Администрация школы будет говорить вам неправду и предлагать «решить вопрос по-хорошему»

Вам могут говорить всякие придуманные аргументы, чтобы вы отстали и никуда запросы не направляли. Согласитесь, для них намного рациональнее потратить десять минут на «обработку» недовольного родителя, чем разбираться с каким-то вопросом по существу — к примеру, инициировать неприятную и хлопотную процедуру пересмотра бюджета школы или кого-то увольнять и искать замену.

Чаще всего:

  • Апеллируют к придуманным нормам, некорректно трактуют их. Например, «в уставе нашей школы такого не предусмотрено» при том, что вопрос регулируется федеральным законом (то есть обязательно к выполнению школой, написано это в уставе или нет).
  • Давят на жалость. «Ну вы меня поймите, ну нет сейчас на это денег! Негде их взять, для наших же детей стараемся, у меня самого тут племянница учится». Отчасти это может быть правдой, но тут срабатывает замечательная логика работы госмашины: если нет жалоб — то деньги никогда и не будут ни запрошены, ни выделены. Так или иначе, после привлечения контролирующих органов деньги часто находятся, иногда почти мгновенно.
  • Скрыто угрожают. «Давайте по-человечески друг к другу относиться, не нужно ссориться с педагогами, вашему ребёнку ещё здесь учиться!». На практике и администрация, и учителя очень боятся неприятностей, поэтому, скорее, будут более внимательны к благополучию ребёнка, у которого «неудобный» родитель.

3. Крайними сделают учителей

Согласитесь, было бы странно, если бы директор школы, героически сверкнув взглядом, вышел вперёд и сказал комиссии: «Все решения принимал я, наказывайте меня, а моих подчинённых не трогайте!».

В госорганизациях, как и в шахматах, для прикрытия более ценных фигур принято жертвовать менее ценными — выговоры по итогам проверки получат именно учителя. В каких-то случаях неофициально им объяснят, что это за то, что «не нашли контакт с родителями», в каких-то случаях школьная администрация компенсирует это отгулами или какими-то ещё плюшками.

Хотелось бы, конечно, чтобы ответственность несли лица, принимающие решения, а не исполнители этих решений, но так уж устроены социальные системы такого типа: оказывать на них давление иногда получается только «через низ». Это не означает, что «операция провалилась», ведь меняется политический баланс. Администрации становится намного сложнее заставить учителей выполнять без раздумий любые директивы.

Кстати, скорее всего, в глазах общественности «виноватыми» в наказании учителей окажетесь именно вы, а не администрация школы, которая допустила нарушения, и не сами учителя, которые о них знали и спокойно работали.

Из переписки с родителем-активистом

Возникает вопрос: даёт ли это вообще какой-то результат и стоит ли в это лезть? По моим наблюдениям, результат это даёт, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.

Обращения обрабатываются, на школу в какой-то форме оказывается административное давление, для администрации учебного заведения меняется «путь наименьшего сопротивления» и они вынуждены учитывать это в работе. А вот насколько вам будет комфортно в этом процессе — зависит уже от вашего политического чутья и переговорных талантов.

 

Источник

Сообщение автору:
12:05
740
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Другие "БЛОГИ"