«Кто все эти люди против?» Почему родители XXI века верят в теории заговора

ВОСПИТАНИЕ

«Кто все эти люди против?» Почему родители XXI века верят в теории заговора

Родители протестуют против дистанта, хотя некоторое время назад была популярна теория о том, как школа «отупляет» детей и отучает их свободно мыслить. Еще недавно  было модно рассуждать о том, как в системе образования чужие люди влияют на наших детей и мечтают забрать их из семей, а сегодня многие резко выступили за возвращение детей в классы. Что происходит и почему к этой кампании с удовольствием присоединяются противники «ювеналки», антипрививочники и сторонники других странных теорий?


Я и сама, что уж греха таить, разделяла некоторое время одну из известных теорий заговора и благополучно от нее излечилась. И меня давно занимает вопрос, чем это привлекательно для «людей XXI века с высшим образованием».

Почему, например, бОльшая часть сторонников или сочувствующих — женщины и родители? Почему часто они довольно молодые, вполне современные люди? Почему многие из них «за науку» и «за то, чтобы думать своей головой, самим разбираться» — а получается агрессивная «альтернативная точка зрения»? Почему они, представляя собой довольно плотные сообщества по интересам, считают остальных «стадом»? Почему они кидают ссылки на «исследования», фотографии несуществующих газет, комментарии «очень уважаемых и компетентных людей», почему вообще начинают доверять тому, чему, кажется, очевидно нельзя доверять?

Почему для многих людей, которые даже не интересовались ничем таким, они часто выглядят убедительно?

Дети — это святое

Ради них можно пойти на что угодно, и ради них же родителям официально разрешено заблуждаться, ведь детское благо в руках родных. Вне зависимости от научных доказательств и современного знания именно родитель решает, что лучше для его ребенка. Дети заставляют нас сворачивать горы, мы делаем все ради их защиты и даже больше. Мы готовы сами перетерпеть что угодно, пока это не касается детей.

На этом стоят несколько известных конспирологических теорий, и, наверное, большинство из них так или иначе связаны с детской темой. На идее, что что-то в нашем мире направлено на детей, против детей, чтобы детей чего-нибудь там, можно много чего замешать и многих вовлечь. Одной фразой «вам же не плевать на детей» можно возбудить толпу. БОльшая часть фейков в школьных чатах — про детей. Ведь всегда нелишне напомнить о детской безопасности.

Свободное время

Свободное время — это не безделье, а то, которое можно провести без особой цели: если мама гуляет с коляской, ждет ребенка из секции в коридоре, отдыхает вечером за компом — это время, свободное для того, чтобы занять мозг чем угодно. Конечно не только неработающие родители подвержены конспирологии, среди приверженцев есть много занятых, работающих людей, даже связанных с наукой — иначе эти идеи бы не были так привлекательны. Но на охват нужной темы время должно быть.

Именно в декрете многие узнают о вреде прививок, роддомов, официальной медицины, о разных альтернативных методах в образовании, которые часто связаны с некоторым противопоставлением (в альтернативном образовании нет налета конспирологии, пока оно не приобретает статус превосходства: «для наших деток, для думающих родителей, для тех, кому не все равно, для тех, кто хочет лучшего»). Кто активнее убеждает родителей в классе в чем-то участвовать, что-то подписывать? Как правило, это неравнодушные, которые постоянно занимаются своими детьми и с большим пафосом — проблемами класса.

Сейчас я часто беседую и с несколькими людьми в возрасте. Во время пандемии у них появилась масса свободного времени, которое можно тратить на серфинг в интернете. Пожилые все чаще отказываются от телевизора, и казалось бы, это хорошо. Но вместе с этим резко меняется риторика, и вчерашние страхи сменяются металлическими нотками: опять НАС ВСЕХ хотят прижать к ногтю, ВСЕ понимают, что происходит, ты только посмотри, какой кошмар ВЕЗДЕ. Многие не понимают, что сменили одну пропаганду на другую, что все, что мы смотрим в ютьюбе, тоже подобрано специально для нас.

Порядок и значимость

Я помню свои юные мамские годы и некоторую затерянность. Когда ты по-настоящему необходима лишь одному человеку — ребенку, и вроде времени много, и все по однообразному расписанию, а в жизни в целом не сказать, что порядок, и ты на каком-то странном месте. Кому ты интересна? Кому нужно твое мнение, твои какие-то знания?

Значимые дискуссии — как лечить, как развивать, что делать, если, «а что у вас? — а у нас». Очень приятно заявить, что у тебя — не как у всех. Ты читала и знаешь. Врача задвинуть. Советчиков поставить на место. Взять все в свои руки: дома флайледи, у ребенка ни дня без развития. Читаем уже, да. По Доману. В сад пойдем по Вальдорфу — это мягче и не воспитывает солдафонов. Или по Монтессори — это заставляет их думать своей головой и принимать решения.

Да и вообще в саду чужие люди, а ребенку нужна мама!

Надо брать все в свои руки сразу! Здоровье тоже. Закаливать надо ребенка, иммунитет повышать, вот и болеть не будет! Имею право не лечить этим, мой выбор, он прописан в законе. А потому что я думаю своей головой и читаю, между прочим, исследования!

Группы «своих»

Дальше начинается школа, а ребенок продолжает свое путешествие по жизни — все дальше от родителя. С каждым годом участвовать в школьном замесе сложнее: и тяжело, и надоедает, и работать надо, и ребенок уже не всегда согласен с участием, и школа — это система с рядом правил, которые если принимаешь, то просто соглашаешься с тем, что уже не можешь знать про ребенка все.

К концу начальной школы, после нешуточной борьбы за аккуратные прописи, подарки учителям и поделки из шишек, часть родителей отстраняется, начинает больше заниматься своей жизнью, а другая часть остается «сообществом неравнодушных», которые продолжают все контролировать, часто внутренне осуждая тех, кто сдал детей «на передержку».

Важно, конечно, понимать, что активные родители — это разные люди, часто они хотят разного, даже противоположных вещей. Но их состояние «Я все контролирую и знаю лучше всех, что нужно детям» очень прочно.

Например, лет 10 назад школу в кругах альтернативщиков было модно именно ругать. Дескать, она отупляет детей, контролирует семью, отучает мыслить свободно, психологи проводят какие-то тесты на детях, а учителя только и ждут того, чтобы настучать на благопристойных родителей в органы опеки — для этого у нас и разрабатывают, конечно, законы. «Думающие родители» забирали детей из школ, не имеющие такой возможности — нервно стояли в сторонке и подыскивали аргументы. 

Сейчас выглядит, как будто повестка резко изменилась, и все эти люди захотели отправить детей в школы, а отуплять детей будут коварные изобретатели грядущего дистанта. Что стряслось? Может просто массово попробовали учить детей дома и поняли, как это на самом деле? В любом случае идея власти над семьей и юными мозгами противоречит массовому отстранению детей от образования навсегда.

Чем ближе человек к детско-родительской теме и чем дальше от разнообразной повестки, тем он консервативнее, острее воспринимает любые попытки даже слегка потрогать его картину мира, в которой его конкретному ребенку хорошо (хотя он может быть уверен, что и для всех остальных детей это так). С этим, кстати, связано то, что в риторике активистов совсем нет внимания, например, к рискам пожилых учителей. Никто как-то даже не вспомнил, что вот им-то дистанционка как раз необходима. Борьба ведется за детей, а это святое.

Почему «за науку»

Никто из сторонников теорий о захвате и порабощении мира/контроля за семьей/развала образования/заговора фармы/отупления русского народа/продажи детей на органы не считает себя неучем. Доказательства в духе «фото известной газеты, которую уже нигде не найти» кажется достаточным — почему? Почему же они не нагуглят доказательную медицину, фундированные исследования последних месяцев, общедоступные нормативные акты? Зачем искать дыры, трактовать малейшие ошибки как попытки «обмануть народ»? Как они выбирают авторитеты, почему яркий болтун завладевает вниманием людей и считается грамотным?

Гордое заявление «я думаю своей головой и могу разобраться» имеет обратную сторону: чем дальше и глубже развивается (или катится, или падает) наш мир, тем эта возможность разобраться во всем — дальше от каждого из нас. Если раньше для картинки большинству на всю жизнь хватало школьных учебников и указаний старших по званию, то сейчас разнообразные, ежедневно меняющиеся знания подстерегают нас со всех сторон. Стыдно не знать того, не разбираться в этом, не понимать «элементарных вещей» о праве, здоровье, психологии. Стыдно не знать язык до уровня «свободно читаю и понимаю научные исследования». Позорно не мочить Манту и разглядывать на упаковке «без ГМО». Во всем нужно уметь разобраться, есть же гугл, в конце-концов!

Научные сферы сужаются, становятся все более специфическими, специальности «биолог», «метеоролог», «врач-иммунолог» часто имеют нюансы, узкую специфику. Не каждый терапевт разбирается в нужном вопросе, и мы бежим к пульмонологу, рентгенологу… Почему рентгенолог решил так? Это же только его наблюдения и интерпретация, и мы бежим за «вторым мнением». Дома мы в холодном поту открываем какое-то исследование — подруга-психолог прислала свежачок, чтобы успокоить. А оно, оказывается, нерелевантно, говорят нам биолог и социолог, потому что в нем нет такой-то выборки, такой-то метод не использован — нельзя принимать его во внимание…

А информации все больше. Она все доступнее. Вот как прекрасно иметь доступ к источникам, вот как чудесно «добровольно и информированно» соглашаться. Пожалуйста, ищите, разбирайтесь информированно! Не каждый специалист от науки, медицины, образования способен разобраться в любом вопросе своей широкой сферы. Именно поэтому хорошие врачи не консультируют по любым проблемам, не комментируют чужие кейсы, не прогнозируют будущее. А мы считаем, что можем разобраться, просто «думая головой».

В этой крайне тяжелой ситуации приходится возвращаться к теме доверия. К поиску того самого специалиста, который успокоит, разъяснит ситуацию. И здесь поджидают ловушки. «Это мой знакомый врач, я ему верю, девочки, послушайте, что он говорит». «Я работаю с детьми 40 лет! Вы думаете, я не знаю, как все это сказывается на психике и зрении? Ужасно!» «Есть такой чудесный тренер, она так все грамотно распишет все по полочкам, а еще она просто красавица!» «А у вас психолог какой — клинический?» Знакомство, авторитет, красноречие — это хорошо, но каждый человек и даже крупный специалист иногда ошибается…

И самая ловушечная ловушка. «Я уже узнал все, что надо, и имею личное мнение. Дальше я буду слушать только то, что его подкрепит».

Пусть это будут странные люди, ненадежные источники, сомнительные теории, фото из чата, голосовое сообщение взволнованной мамочки, пусть… Но жить так легче. Постоянно сомневаться в том, заболеешь или нет, принимать ли это лекарство, делать или не делать прививку, как воспитывать, чтобы вырос человеком, как найти хорошего врача, который точно спасет, читать маркировку на продуктах, изучить все законодательство — это очень тяжело, особенно для людей тревожных. Постоянно выбирать путь и менять его в зависимости от новых знаний — это так ненадежно. Гораздо легче доверить себя специалистам и теориям, «компетентным», «проверенным временем», «таким же мамам, как я»…

Но среди нынешних родителей-активистов уже слишком много разных людей. Их тревоги разной степени значимости, абсурдности, среди них есть более или менее обоснованные. Сколько их вступило в группы за компанию, потому что все побежали, или им сказали, что надо обязательно спасать детей? С кем солидаризироваться, где получить поддержку, кто успокоит, кому задать вопросы? Нет же какой-то группы «Адекватных родителей за образование», есть обеспокоенные по всей стране. И в этом хоре разумные доводы и предложения просто теряются.

***

Я живу в Подмосковье, у нас нет дистанционки, сейчас детей можно забрать в любое время на любой срок по желанию родителей. БОльшая часть учителей в школе — старше 40-50-60 лет. При первых жалобах «что-то горло кажется покраснело» я забрала дочь из школы, и она делает домашнее задание каждый день самостоятельно, также у нее есть несколько онлайн-занятий, выбранных мной — она участвует в них сама. Я работаю удаленно фул-тайм, наш папа ходит на работу внаружу.

Школа не идеальна, у нее есть недостатки, но школа — это очень прочная система, которая и правда дает всем людям многое для нормальной жизни. Сейчас нам придется каждый день привыкать к осознанию, что часть школьной жизни у этих людей будет вот такой. И да, сомневаться в том, что все вот это — правильно.

32965894-1713190178759928-8480673115070791680-n.jpgИрина Якушева
Сообщение автору:
23:35
20
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Другие "БЛОГИ"