Освоить первую профессию к получению школьного аттестата

ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Освоить первую профессию к получению школьного аттестата

В Общественной палате РФ состоялся вебинар «Трудовое обучение и воспитание в системе общего образования». Модератор вебинара первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова отметила, что проблемам трудового обучения и воспитания в последнее время уделяется немало внимания.


Вопрос этот стал предметом общественного обсуждения на форуме Общероссийского народного фронта в апреле 2016 года в Йошкар-Оле. Важность темы трудового воспитания тогда же подчеркнул Президент Владимир Путин. Однако до сих пор вопросы трудового обучения и воспитания стоят остро.

«Предмет “Технология” должен влиять на профессиональный выбор учащихся, это единственный предмет, который влияет на формирование трудовых навыков. В декабре 2018 года была утверждена концепция его преподавания, которая вызвала разную реакцию. Сегодня на согласовании находится федеральный государственный образовательный стандарт по технологии, который существенно будет дополнен, уточнен и приведен в соответствии с концепцией преподавания этого предмета», — пояснила она.

По словам Дудовой, в Комиссию ОП РФ по развитию образования и науки постоянно поступают обращения граждан, которые лишний раз свидетельствуют, что с созданием условий для трудового обучения и воспитания в общеобразовательных организациях дела обстоят не очень хорошо: «Самое большое количество обращений связано с подготовкой педагогических кадров, которые были бы способны осуществлять преподавание предмета в соответствии со стандартом. Проблема подготовки кадров стоит очень остро».

«На сегодняшний день учителей технологии готовят с большим отставанием, по старой матрице, а сегодня и другое оборудование, и другое содержание предмета. Общественность плохо представляет себе, что такое учитель технологии в современной школе. Большой вопрос к педагогическим вузам: почему невысок конкурс на эти профессии, почему у нас мало рассказывают о педагогах, которые работают не только в системе общего, но и в системе дополнительного образования?» — сказала общественница.

«Еще сложнее обстоит проблема с трудовым воспитанием. В своем время наша страна была лидером в решении этих вопросов. На сегодняшний день элементарные требования по уборке классов или территории школы вызывают странную реакцию родителей. Мы забыли об опыте создания специальных подразделений, где ребята в сельской местности выращивали что-то. Был опыт трудового воспитания, связанный с практиками на производстве», — напомнила она.

Общественница также подчеркнула, что трудовое обучение на сегодняшний день не может ограничиваться только рамками школы: «Те регионы, в которых система сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций со средним профобразованием, с технопарками, с производствами налажена, показывают неплохие результаты. Например, в Томске неплохо налажена эта работа, в Хабаровском крае, Тульской области, Карелии и т.д. Но это пока единичные факты».

Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина напомнила, что большой шаг в снижении барьеров доступа к реальному труду школьников сделал Президент РФ, внеся поправки в Трудовой кодекс, позволяющие подросткам с 15 лет работать по трудовому договору.

«Сегодня молодые люди, которые очень активны, действительно хотят выйти в профессию значительно раньше. Опрос Общероссийского народного фронта показал, что на сегодня среди городских ребят 50 процентов уже подрабатывают в каникулярное время, а хотят подрабатывать 75 процентов школьников. Они хотят это делать по разным причинам: более 40 процентов говорят о том, что это реальный способ попробовать в конкретной деятельности себя и потом понять, подходит ли ему эта профессия или нет. Чуть менее 40 процентов говорят о том, что для них это возможность получить практические знания и навыки, почти шесть процентов ребят со всей России сказали, что это возможность получить первый заработок и принести его в семью, что само по себе очень похвально», — поделилась Духанина.

«Сегодня школа выстроена таким образом, что появляется все больше возможностей заниматься информационными технологиями и все меньше внимания уделяется обучению навыкам разных профессий. Нам важно, чтобы у ребят на старшей ступени появилась возможность либо поработать, либо постажироваться на предприятии, чтобы они получили этот первый опыт. В идеале нужно, чтобы ребята нанимались на работу и их труд оплачивался. Нам нужно обеспечить возможность интегрировать программы профессионального обучения в программы основной школы, чтобы дети успели получить первую профессию одновременно с получением аттестата. Тогда их возможности становятся шире. Поэтому нам важно сделать разнообразным трудовое обучение в этот период жизни школьников», — подчеркнула Любовь Духанина.

О трудностях трудового воспитания в школе рассказала представитель Волгоградской областной думы Лариса Тропкина: «Родители пытаются оградить своих чад от любых трудовых усилий, доходит до того, что дети не могут себя обслуживать сами. Первоклассники не могут завязывать шнурки, переодеть себя сами. В СМИ видим примеры, как прокуратура признает незаконным дежурство и т.д.».

По мнению Тропкиной, в настоящее время нужно пытаться изменить общественное мнение через СМИ, педагогическое сообщество, родительские комитеты.

Людмила Дудова уверена, что необходимо формировать позитивный образ труда.

«Сегодня СМИ уделяют рассказам о людях труда слишком мало внимания, и, кстати, 72 процента опрошенных ребят говорят о том, что в школах они имеют очень мало возможностей знакомиться с людьми, которые достигли результата в профессии. Здесь могу привести в пример колледж информационных технологий (Царицыно), где существует эта замечательная практика: выпускники колледжа приходят и рассказывают, чего они достигли, и поступившие ребята на них ориентируются. К сожалению опрос, проведенный Народным фронтом, показывает, что таких встреч мало, а ведь у нас много специалистов, которые владеют рабочими профессиями, которые вообще владеют современными профессиями, но ребята не имеют возможности с ними встретиться. О человеке труда нужно говорить много и чаще. Хотелось бы на экранах телевизоров видеть больше людей труда и меньше рекламы и гламура», — отметила она.

Завершая вебинар, Любовь Духанина отметила, что в рамках видеоконференции прозвучали предложения, которые необходимо рассмотреть законотворцам: «Фактически сегодня Государственная Дума и Общественная палата, исполнительная власть сошлись вместе для того, чтобы обсудить конкретные проблемы, желания и намерения наших школьников. Само по себе это знаково и важно, потому что такие совместные обсуждения могут способствовать реальному расширению возможностей для школьников».

Подводя итоги, Людмила Дудова призвала коллег к активному взаимодействию в решении проблем трудового образования и воспитания и сообщила, что все предложения участников встречи будут направлены в Министерство просвещения РФ и Государственную Думу РФ.

 

Сообщение автору:
741
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Похожие новости

8 октября в ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева» в рамках проекта «Билет в будущее» прошли практические профориентационные мероприяти...
0
Для выпускников школ из льготных категорий могут предусмотреть преимущественное право на зачисление в колледжи и техникумы, если они справятся со всту...
0
В Тамбовской области действует программа ранней профессиональной ориентации детей. В частности, в Центре опережающей профессиональной подготовки кажды...
0

Другие новости